Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ПАО «МРСК Сибири») осуществляет передачу и распределение электроэнергии на территории Сибирского Федерального округа. Территория присутствия Компании превышает 1,8 млн. кв. км, что составляет около 11 % всей территории Российской Федерации. ПАО «МРСК Сибири» обслуживает потребителей в республиках Горный Алтай, Бурятия, Хакасия, Тыва в Алтайском, Забайкальском, Красноярском краях, Кемеровской, Омской областях.
Основные производственные и экономические показатели, включая показатели выручки, себестоимости и прибыли Общества
По состоянию на 31.12.2018
Выручка, тыс. руб. |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
55 628 634 |
(46 654 390) |
848 273 |
По состоянию на 31.12.2017
Выручка, тыс. руб. |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
51 847 988 |
(43 159 975) |
904 146 |
Штаб-квартира Компании находится в городе Красноярске. В Обществе работают более 20 тыс. человек, которые обслуживают:
-250,5 тыс. км воздушных и кабельных линий электропередачи, в том числе 6 тыс. км линий электропередачи, находящихся в аренде или обслуживаемых по договорам;
-51529 трансформаторных подстанций напряжением 6-35/0,4 кВ общей мощностью 12234 МВА, в том числе 2506 трансформаторных подстанций, находящихся в аренде или обслуживаемых по договорам;
-1799 подстанции напряжением 35 кВ и выше общей мощностью 30301 МВА, в том числе 21 подстанций, находящихся в аренде или обслуживаемых по договорам.
Сведения о существенных рисках, которые могут повлиять на деятельность Общества
Политика эмитента в области управления рисками:
С целью снижения вероятности наступления событий, оказывающих негативное влияние на достижение целей Общества, сохранность активов и эффективное использование имеющихся ресурсов, установления приоритетов в деятельности Общества на основании представления о существующих рисках, Обществом систематически проводится работа по оценке и выявлению рисков, в том числе потенциальных рисков до их возникновения или на ранней стадии возникновения. Определяются события и факторы (внутренние, внешние), влияющие на цели и реализацию задач эмитента.
Управление рисками осуществляется эмитентом в соответствии с Политикой управления рисками, утвержденной Советом директоров ПАО «МРСК» 21.03.2016 (Протокол № 182-16).
Политика базируется на лучших практиках, опыте передовых мировых и российских компаний, и разработана в целях реализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р (ред. от 29.11.2017).
Приведенный ниже перечень рисков не является исчерпывающим, могут возникнуть другие факторы, негативно влияющие на деятельность Общества, и отражающиеся на его финансовых показателях.
Основные виды деятельности эмитента: реализация услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям регулируются государством. С учетом специфики деятельности основными отраслевыми рисками Общества являются тарифные риски.
Основными факторами тарифных рисков являются:
- свободное ценообразование на оптовом рынке электрической энергии (мощности) на электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь;
- политика тарифного регулирования, направленная на сдерживание роста тарифов на электроэнергию, влечет за собой ограничение тарифных источников финансирования инвестиционной и операционной деятельности Общества;
- несбалансированность распределения между смежными сетевыми организациями тарифов на услуги по передаче электроэнергии в условиях «котлового» метода тарифообразования.
Для снижения данных рисков Обществом проводится работа с регулятором по согласованию долгосрочных параметров регулирования, объемов и источников финансирования инвестиционной деятельности в рамках долгосрочных программ развития регионов, с целью исключения субъективности при принятии тарифно-балансовых решений, разрабатываются предложения по внесению изменений действующего законодательства РФ в области тарифного регулирования, проводится досудебное урегулирование споров, обеспечивается защита Общества в судебных органах при наличии разногласий с органами регулирования тарифов.
Страновые и региональные риски в первую очередь обусловлены макроэкономическими факторами, проявляющимися на глобальном уровне, в масштабах Российской Федерации и отдельных регионов. Указанные факторы могут негативно повлиять на возможности привлечения заемного капитала, на показатели ликвидности, инвестиционную и операционную эффективность и, в конечном счете, на акционерную стоимость Общества.
В целях минимизации последствий макроэкономического риска Общество реализуют комплекс мер, направленных на оптимизацию доли заимствований в общей структуре капитала, повышение эффективности операционных и инвестиционных расходов.
Деятельность эмитента имеет широкую географию, представленную разнообразными климатическими условиями. Существует вероятность чрезвычайных ситуаций вследствие стихийных бедствий (ураганов, ливневых и ледяных дождей, паводков и наводнений, снеговых завалов и т.п.), что может привести к системным нарушениям работоспособности и эффективности функционирования оборудования электросетевого распределительного комплекса и сбоям в энергоснабжении потребителей Общества. В результате реализации указанных рисков возможны как экономические, так и репутационные последствия.
Эмитент осуществляет мероприятия, направленные на повышение надёжности энергоснабжения потребителей, предупреждение технологических нарушений, включающие: расчистку и расширение трасс ВЛ, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, расширение парка резервных источников питания электроэнергией и автоспецтехники для аварийно-восстановительных работ, модернизацию электросетевых активов, коммутационного оборудования и систем телемеханизации, совершенствование систем сбора и передачи информации, анализ технологических нарушений и т.д.
Эмитент является субъектом естественной монополии и основной вид деятельности (передача электроэнергии) подлежит государственному тарифному регулированию. Соответственно, рост процентных ставок на обслуживание кредитного портфеля не обеспечен текущим тарифом, в результате чего у эмитента возникают выпадающие доходы, которые будут возмещены при тарифном регулировании в последующих периодах, что может отразиться дополнительным бременем на тарифе для конечного потребителя. Отрасль электроэнергетики относится к числу капиталоемких отраслей, и в случае, если деятельность эмитента потребует значительных инвестиционных расходов для реализации своих инвестиционных проектов, рост процентных ставок на рынке может привести к удорожанию инвестиционных программ.
Общество осуществляет свою деятельность на соблюдении норм действующего законодательства Российской Федерации, в том числе валютного и налогового, осуществляет постоянный мониторинг их изменений.
Правовые риски могут быть обусловлены спецификой действующего законодательства и судебной системы, выражающейся в различной судебной практике по одним и тем же вопросам и интерпретации законодательства вообще, коллизии правовых норм, относительно недавнем введении в действие многочисленных законов и нормативных актов и двусмысленности и непоследовательности в их толковании и применении.
Для минимизации различного рода правовых рисков Общество в обязательном порядке осуществляет предварительный правовой анализ планируемых корпоративных процедур, заключаемых сделок, прочих аспектов финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренных действующим законодательством и Уставом Общества.
Негативная деловая репутация компании может повлечь за собой ухудшение финансового состояния компании, принятие кадровых решений, снижение капитализации компании.
Основными факторами репутационного риска являются негативные информационные сообщения, необъективное и некомпетентное освещение проблем распределительного сетевого комплекса со стороны средств массовой информации.
Данный риск оценивается эмитентом как незначительный.
Возникновение стратегического риска может быть связано с вероятными ошибками при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития Общества.
Основные целевые ориентиры эмитента определены Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 511-р (ред. от 29.11.2017).
Последствиями стратегического риска могут являться:
- не достижение показателя надежности и качества энергоснабжения потребителей;
- некачественное обслуживание потребителей электросетевого комплекса;
- не достижение показателя загрузки мощностей, установленного органами тарифного регулирования;
- рост операционных затрат на эксплуатацию и ремонт электросетевого оборудования, расходов на вспомогательные службы.
Деятельность эмитента регулируется и контролируется различными надзорными органами: ФАС России, Банк России, ФНС России, Минэнерго, Росфинмониторинг, Счетная палата РФ, Ростехнадзор, МЧС, Росприроднадзор и др.
Обществом осуществляется взаимодействие в рамках действующего тарифного законодательства с ФАС России, Органами исполнительной власти в области регулирования тарифов, Правительством регионов. Реализуется ряд целевых программ, таких как: Программа модернизации коммерческого учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии, Программа снижения потерь электроэнергии; Программа управления эффективностью.
Эмитентом проводятся мероприятия по минимизации использования импортного оборудования и материалов, по внедрению инновационных подходов в процессе эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов электросетевого оборудования, увеличению доли работ, выполняемых хозяйственным способом. В целях перехода к использованию максимальной мощности потребителями электрической энергии проводится работа по созданию интернет-площадки для размещения потребителями информации о свободной мощности.
Эмитент, являясь субъектом естественной монополии, подвержен рискам признания его нарушившим антимонопольное законодательство. В наибольшей степени рискам антимонопольного регулирования подвержена деятельность в области технологического присоединения электроустановок потребителей к электрическим сетям Общества. Обращения потребителей в территориальные управления ФАС могут быть вызваны несоблюдением законодательно установленных сроков присоединения; введением ограничения режима потребления электроэнергии; необеспечением передачи электрической энергии надлежащего качества и другими факторами. Для снижения влияния факторов, приводящих к реализации указанного риска, Общество совершенствует бизнес-процессы технологического присоединения потребителей, внедряя новые формы обслуживания потребителей.